|
В. А. Сухомлинский |
Работниками библиотеки колледжа совместно с учащимися оформлена книжная полка «В помощь родителям».
Вниманию родителей предложены материалы и издания из фонда библиотеки по вопросам воспитания, психологии, педагогики, которые не только дадут родителям практические советы и рекомендации, но и помогут в решении сложных проблем. В книгах есть абсолютно оригинальные, философские размышления о том, как строились раньше и строятся сегодня взаимоотношения между взрослыми и подростками. Придя к нам в библиотеку, родители могут узнать немного больше о своих детях, об особенностях психологии современного подростка, семейных ценностях, как помочь своему ребенку стать гармоничной личностью, как подготовить его к самостоятельному существованию в современном мире, научить принятию правильных решений в сложных жизненных ситуациях, что нужно сделать для того, чтобы не стать своему ребёнку врагом, как найти тот необходимый и единственно верный путь к сердцу своего ребёнка и достигнуть взаимопонимания.
На вопросы как избежать и можно ли избежать агрессивности в поведении молодых людей, найти контакт с детьми переходного возраста, построить с ними доверительные отношения, говорить на такие сложные темы, как секс, наркотики и вызывающий внешний вид, помочь им стать независимыми, брать ответственность за свои поступки и принимать взвешенные, разумные решения, родители могут получить ответы, познакомившись с материалами, представленными на книжной полке «Не сломай себе судьбу», «У опасной черты», «Здоровый образ жизни».
Предложенный материал поможет объединить подростков и родителей,
узнать насколько важны они в нашей жизни, какое счастье видеть их и общаться.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»... Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях - это важнейшая обязанность родителей. В случае невыполнения родителями или лицами их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответственности. Действующее законодательство предусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: семейную, административную, гражданскую, уголовную.
Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении. Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом не надлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
Права и обязанности родителей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношение родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительски: обязанностей все будет обстоять благополучно.
Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей
Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно – принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.
Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом.
Рассказывайте своим детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги.
Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
Обращайте внимание учащихся на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для учащегося: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании учащегося.
Рекомендации для родителей в период подготовки учащихся к экзаменам
Экзамены для учащихся – это всегда стрессовые ситуации.
Психологическая поддержка основывается на вере в ребенка, в его способности, возможности, знания. Родители должны сами внутренне настроить себя на то, что все будет хорошо, и говорить об этом своему ребенку («Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты можешь это сделать, только приложи усилия» и др.), тем самым, помогая ему обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.
Создайте дома обстановку дружелюбия и уважения, не выступайте в роли судьи, обращая внимание лишь на неудачи и промахи ребенка, на то, что как вам кажется, он мало времени проводит за учебниками и тетрадями, а больше занят другими делами.
Главное, чтобы имеющиеся у ребенка знания имели системный характер.
Посоветуйте ребенку, чтобы во время подготовки он регулярно делал короткие перерывы.
Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления.
Если ребенок хочет работать под музыку, не стоит этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была легкая инструментальная музыка без слов (многие люди в тишине чувствуют себя некомфортно).
Крепкий чай, кофе, телевизор, энергичная музыка будут дополнительно поддерживать нервную систему в тонусе и создавать трудности в усвоении и запоминании экзаменационного материала.
- Не критикуйте ребенка после экзамена и обязательно поддержите его, если он получил баллов меньше, чем рассчитывал!
Помните главное – создать максимально комфортные условия для подготовки к экзаменам, помочь ребенку рационально распределить свои силы и время, поддерживать его, демонстрируя любовь и уважение!
- характеристика подросткового возраста
- Подростковый возраст является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни.
Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение.
Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность. Важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка. Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
- целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
- неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
- потребность в общении сменяется желанием уединиться.
В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Кризис идентичности. Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию. Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест. Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь. Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно. Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.
Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.
Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:
- половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
- изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
- смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
- открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
- познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
- появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».
Досуг – мост в творческий мир, он обеспечивает дополнительное образование и развитие. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Культурно-досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно приобщить к нему, заинтересовать. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей.
Досуг – это удовлетворение личных интересов и притязаний детей. “Когда человек не знает, что ему делать в часы досуга, у него портятся голова, сердце и нравственность”, - писал Ушинский.
Проблема самостоятельной организации подростками своего досуга заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. И, если взрослый человек, опираясь на свой собственный жизненный опыт, может организовать свой досуг, то подростку это частенько бывает не по силам. Отсюда и возникают всевозможные асоциальные формы поведения подростков и т. д. Как же сформировать умения и навыки рационального проведения досуга, способствующего росту творческой активности подростков, повышению их досуговой квалификации, как научить подростков планировать собственную деятельность в сфере досуга?
Очень важно, чтобы человек использовал свое досуговое время продуктивно, рационально, творчески. Насколько это будет удаваться взрослому человеку, будет во многом зависеть от сформированности навыков и умений самоорганизации досуга в детские годы, ведь детский возраст представляет собой сензитивный период формирования культурно – досугового потенциала.
Многообразна структура свободного времени современного человека (в ней насчитывается не менее 500 видов занятий). Конкретный человек не может охватить своей деятельностью все или большинство из сотен видов. Его индивидуальная жизнь неповторима, и она должна содержать набор занятий, в своей совокупности удовлетворяющий умственные, социальные и физические потребности. Понятно, что различные виды деятельности не равнозначны. Поэтому их нельзя противопоставлять.
Свободное время остается пространством для свободного волеизъявления. Главное в понимании структуры свободного времени—взаимопроникновение потребления и созидания, пассивности (не всегда со знаком “минус“) и активности, восстановления и развития. Общим знаменателем выступает культура самой личности, ее жизненная позиция. Необходимо активное отношение к свободному времени со стороны самой личности.
Понятие “свободное время подростка” логически вытекает из понятия “свободное время личности”. Под ним понимают ту часть внерабочего времени, которая остается за вычетом времени, связанного с производством, времени, затраченном на дорогу, времени, идущем на домашний труд и другие бытовые нужды, удовлетворение физиологических потребностей.
Свободное время подростков определяется как часть времени, свободная от разного рода непреложных, необходимых затрат времени и, освоенная подростком в соответствии с его интересами для удовлетворения разумных потребностей, отдыха, развлечений и саморазвития; время, идущее на самообразование, общественную деятельность, удовлетворение творческих потребностей, посещение кино, театров, спортивно-туристические мероприятия и т.п.
Понятие свободное время тесно взаимосвязано с понятием досуг, который, в свою очередь, определяется как часть свободного времени.
Сущность досуга состоит в возможности действовать, развиваться, проявлять свою искусность
Отличительной особенностью досугового времени является свобода выбора деятельности: творческой и созерцательной, созидательной и разрушительной (конструктивной и деструктивной). Досуг—это осмысленная, наполненная содержанием, насыщенная разнообразными видами деятельность, осуществляемая в свободное время.
Культурно-досуговая деятельность в определенной культурно-досуговой среде формирует развитие творческой личности и свободный стиль ее жизни, ибо он практически всегда опирается на собственную активность ребенка. Жить полной, яркой, разнообразной детской жизнью – необходимое условие развития личности ребенка. Задача педагогов, организаторов культурно-досуговой деятельности создание условий для полноценного развития личности детей и подростков.
Среди условий, способствующих эффективности культурно-досуговой деятельности выделяются следующие:
- Разновозрастная и разнополая компания соучастников досуговой деятельности.
- Культура досуга. Культурное содержание досуговой деятельности, выбора досуговых моделей, культура общения детей друг с другом и со взрослыми.
- Создание бесконфликтной обстановки как гарантии творческого роста ребят. Защитить ребенка – значит создать условия для свободного самовыражения, развития его духовных и физических сил.
- Наличие базы досуга.
Шмаков С.А. подчеркивает: “Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности. Досуг – школа поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка. Досуг объективно (чего не скажешь про учение) дает учащимся уйму шансов реализоваться”.
В структуре использования досуга подростками, как в фокусе, отражается внутренний мир, потребности подростка. Рост преступности, алкоголизма, наркомании в молодежной среде является верным признаком неблагополучия как в деле воспитания в целом, так и, в большей степени, в области использования свободного времени.
Таким образом, досуг является простором для свободной деятельности и развития лишь при условии рационального его использования, под которым понимается оптимальное соотношение между затратами времени на развивающие и потребительские досуговые виды деятельности, т. е. владение культурой досуга.
Сфера любительских занятий весьма важна для формирования всесторонне развитой личности. Навыки подобных занятий, сформировавшиеся еще в детском возрасте, создадут тот необходимый фонд досуговых умений, который в дальнейшем позволит человеку содержательно и эффективно проводить досуг.
Досуг – дело серьезное, ему нужно учиться, чтобы распоряжаться своим свободным временем с умом, пользой, удовольствием. Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, туризм, техническое творчество и др. Оценка того или иного досугового явления зависит у детей от их системы ценностей. Досуг для детей – всегда самореализация, самореабилитация, саморазвитие. Это очень важные функции.
Человек тем более развит как человек, чем богаче круг его потребностей, способностей и умений. Необходимо создание таких условий, находясь в которых у подростка будут вырабатываться умения и навыки культурной организации досуга,
и которые будут способствовать возникновению духовных потребностей личности.
Культура досуга подростков во многом зависит от того, представлены ли в индивидуальной структуре следующие виды досуга:
- Общественная деятельность.
- Различные формы образования и самообразования.
- Различные формы технического и художественного творчества.
- Физкультура и спорт.
- Эстетическое освоение действительности.
- Развлечение и отдых.
Культуру досуга подростка можно представить как наиболее эффективное использование им времени для своего развития. Всесторонность и гармоничность – ее содержание.
Знания, умения, навыки в условиях детского досуга формируются в процессе творческой деятельности, которая существует как самостоятельный тип образовательных занятий, и внутренне пронизывает всю деятельность, осуществляемую подростками в свободное время.
Включение подростков в процесс творческой самореализации, способствующий формированию у них умений и навыков самоорганизации досуга, детерминирует расцвет их сущностных сил, и прививает им знания, умения и навыки рациональной, разумной организации собственного досуга на всю последующую жизнь.
Безопасность детей в социальных сетях: рекомендации родителям
В социальных сетях сегодня зарегистрированы миллионы пользователей, среди которых, конечно же, есть и дети. Вот только контент современных соцсетей далеко не всегда предназначен для детских глаз, да и «нарваться» в сети на мошенников — раз плюнуть. Так что родителям весьма полезно знать, какими способами можно обеспечить безопасность детей в социальных сетях.
Обычно интерес к социальным сетям у детей возникает с наступлением подросткового возраста, ребенок вполне может захотеть иметь собственную социальную страницу в Одноклассниках, В Контакте, Facebook, Instagram или где-либо еще. И, надо признать, запрещать ему это совершенно бесполезно: рано или поздно ребенок до соцсетей «дорвется», но только сделает это втайне от родителей.
Раз пользование ребенка социальными сетями все равно нельзя предотвратить, остается лишь сделать все возможное, чтобы ребенок в социальных сетях был в безопасности. На помощь родителям в этом случае приходят следующие рекомендации.
Забудьте о тотальном контроле
Из самых лучших побуждений многие родители вводят тотальный контроль за поведением ребенка в социальных сетях: читают переписку, следят за тем, кого ребенок добавил в друзья и на чьи странички заходил, регулярно пишут на «стене» сообщения и т. д. Это может показаться правильным и разумным, однако подумайте, как бы вы чувствовали себя на месте ребенка?
Проведите разъяснительную беседу
Объясните ребенку, чем опасны для него социальные сети. Расскажите, почему нельзя говорить с незнакомцами, давать свой адрес или номер телефона, номер родительской банковской карточки и другую конфиденциальную информацию. Чем яснее вы изложите ребенку ситуацию, тем легче ему будет понять и принять то, что вам необходимо следить за его безопасностью.
Определите правила поведения ребенка в социальных сетях
Вместе с ребенком составьте свод правил, по которым он будет действовать в социальных сетях. Например, договоритесь, что вы будете знать пароли от его страничек в соцсетях, но никогда не воспользуетесь ими для вторжения в его личное пространство — не будете читать личные сообщения, вести переписку от его имени и т. д.
Не обманывайте ребенка
Никогда не обманывайте ребенка, чтобы выяснить, чем он занимается в соцсетях. Например, не пытайтесь завязать дружбу и общение с ним под видом другого ребенка. Это прямой путь к утрате доверия ребенка: узнав, что за личиной милой девочки или отличного «пацана» скрывался кто-то из родителей, ребенок может навсегда «закрыться» от вас.
Подавайте хороший пример
Если вы хотите дать ребенку исчерпывающую информацию о том, что можно, а чего нельзя делать в социальных сетях, вам и самим стоит «подковаться» в вопросе обращения с социальными сетями. Соблюдайте те же правила безопасности, которые предлагаете ребенку: следите за сохранностью личных данных, не открывайте подозрительные ссылки, не вступайте в переписку с незнакомцами.
Соцсети таят в себе много опасностей, и если даже взрослым не всегда удается оградить себя от них, то что уж говорить о детях, относящихся к окружающему миру с куда большим доверием. Постарайтесь максимально доступно для ребенка рассказать, что социальные сети — это не игра, что здесь за каждым словом и действием могут наблюдать тысячи чужих глаз, а каждый сделанный шаг может «аукнуться» в реальной жизни. Если ребенок усвоит предложенные правила и будет вести себя в соцсетях аккуратно, ваше родительское сердце сможет быть спокойным.
Не нужно бороться с социальными сетями,
боритесь со злом, в них происходящим!
Предупредите тех, кто в опасности!
Основные опасности, с которыми может столкнуться
ребенок в социальных сетях:
- Дети могут получить доступ к неподходящей их возрасту информации. К ней относятся: порнография, дезинформация, пропаганда ненависти, насилия, жестокости, экстремизма. Существуют сайты, предлагающие инструкцию по изготовлению взрывчатых веществ, продающие оружие, алкоголь, отравляющие вещества, наркотики.
- На сайтах ребенок может пострадать от кибербуллинга - сетевой травли с оскорблениями и угрозами. Это могут быть сетевые хулиганы или знакомые, которые специально провоцируют конфликт. (Попросите ребенка игнорировать сообщения от них и оставить оскорбительные письма в качестве доказательства, если нужно будет наказать адресантов).
- Дети могут выдать важную и личную информацию, заполняя анкеты и принимая участие в онлайн-конкурсах и стать жертвой безответственных торговцев, интернет-преступников.Информация, размещенная детьми в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно.
- Дети нередко добавляют в друзья подозрительных незнакомцев. Это могут быть как безобидные фейковые (ненастоящие) странички одноклассников, так и аккаунты людей с недобрыми намерениями, например, с целью виртуального совращения детей. Дети могут стать жертвой киберманьяков, похитителей, педофилов, ищущих личной встречи с ребёнком. (Расскажите ребенку, что встречаться с сетевыми «френдами» в реальной жизни недопустимо, что часто это не те люди, за которых себя выдают. О подобных приглашениях лучше сразу сообщать родителям).
- В настоящее время в Интернете действуютсообщества, направленные на распространение среди детей суицидальных идей. Группа неизвестных, действующих через суицидальные группы «Синий кит», «Разбуди меня в 4:20», «f57», «Тихий дом», «50 дней до моего..» и другие, принуждают детей к сведению счетов с жизнью. В связи с опасными играми в сети Интернет родителям подростков стоит проверить, в каких группах дети находятся в социальных сетях и обратить особое внимание на их поведение!!!
- В интернете, помимо опасностей социальных, есть ещё опасности технические. Дети могут получить ссылки на опасные программы, которые заражают компьютеры вирусами и могут привести в поломке. Хакеры подбирают пароли к чужим страницам и «взламывают аккаунты», или мошенники создают фишинговые (поддельные)сайты и страницы для кражи чужих паролей, личных данных с целью хулиганства, вымогательства и др. (Нужно соблюдать все меры предосторожности: не открывать сообщения от неизвестных, не отвечать им, не переходить по указанным ссылкам).
На сегодняшний день опасными социальными сетями являются - «В контакте» (самая опасная), «Одноклассники», Интернет-магазины, сайты с порнографией и эротикой, веб-почта и нелегальный софт (программа, которую используют, не имея прав на это).
Полностью оградить ребенка от Интернета было бы неправильным. Запрещать ребенку регистрацию в социальных сетях - неразумно и несовременно.
Главное в безопасности ребенка, который работает в Интернете, -
доверительные отношения с родителями.
Станьте друзьями для своих детей: старшими, мудрыми и опытными, с которыми хочется поговорить на любую тему с удовольствием. Чаще беседуйте с детьми, читайте вместе книги, смотрите фильмы, играйте в совместные игры, отдыхайте всей семьей.
Найдите для ребенка занятие по душе, предложите ему творческие и спортивные кружки, где он сможет дать выход накопившейся энергии. Только живое общение и увлекательные занятия отвлекут юного пользователя от полного погружения в виртуальную реальность.
Помните: вы – пример для ваших детей. Желая оградить ребенка от неправильного контента (информации) и сформировать верное восприятие
мира, контролируйте свое поведение. Не играйте в жестокие компьютерные игры, «не пропадайте» в Интернете. Дети – отражение нас самих.
помощь в кризисных ситуациях
Жизнь любит того, кто любит её!
Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Когда ребёнок хочет умереть…
Что должно насторожить в ребёнке:
перепады настроения; раздача подарков окружающим; признаки «вечной усталости»; уход в себя; усиленное чувство тревоги; поглощённость мыслями о смерти и загробной жизни; приобщение к алкоголю и наркотикам или усиленное их потребление; составление записки об уходе из жизни; заявления: «ненавижу жизнь», «они ещё пожалеют о том, что мне сделали», «я никому не нужен», «я больше не в силах выносить это».
Вид поддержки ребенка
|
№ |
Вид поддержки |
Язык поддержки |
Психологический механизм поддержки |
Возможные ошибки |
|
1 |
Указание на сильные стороны личности |
«Я уверена, что ты сможешь…», «в тебе есть…» |
Повышение самоценности, уверенности в себе |
Лесть, не искренность комплимент |
|
2 |
Присоединение и эмпатия (на уровне чувств) |
«Я тебя понимаю», «мне это знакомо» |
Снятие эмоционального напряжения, понятность |
Разговор психолога о своих проблемах |
|
3 |
Предложение помощи и заботы |
«Может быть, я смогу тебе помочь?» (важно согласие!) |
Чувство опоры и поддержки |
Навязывание помощи, снижение активности. Взятие на себя решения проблемы |
|
4 |
Умение увидеть хорошее в любой ситуации |
«Зато это может означать, что есть...» |
Дает возможность более широко посмотреть на ситуацию. |
Пренебрежение к чувствам и ценностям партнера |
|
5 |
Философский взгляд на проблему |
«Это судьба», «все там будем» |
Мы помогаем выйти на новый смысл, новый опыт |
Бестактность, игнорирование чувств |
|
6 |
Признание объективной сложности ситуации |
«Да, с этим очень трудно справиться» |
Снятие вины за ситуацию, самоценность человека |
Снятие ответственности, передача своих страхов, жалость |
|
7 |
Предоставление выбора (исследование выборов) |
«У тебя есть выбор» |
Ответственность за свой выбор, контроль над ситуацией, повышение самоценности личности |
Навязывание выбора, сужение ситуации выбора/ слишком широкое поле выбора |
|
8 |
Переформулирование ситуации |
«Давай посмотрим на это с другой стороны» |
Инсайд, расширение взгляда на ситуацию. Новый смысл, новые ценности. |
Уход в другую проблему, бестактность. |
Как подросток становится наркоманом, токсикоманом? Почему он решает попробовать то или иное вещество?
Одна из причин — интерес, желание испытать неизвестные ощущения, другая — желание быть принятым в определенную группу. Нередко неудовлетворенность жизнью, желание «забыться» приводят подростка к наркомании. Предлагают попробовать токсическое вещество или наркотик обычно люди, принимающие это «зелье», они и обучают способу применения, поведению при приеме препаратов.
Часто родители довольно поздно и неожиданно для себя замечают, что их ребенок употребляет наркотики или токсические вещества, хотя перемены, прежде всего, в его поведении, можно было увидеть и раньше...
Как понять, что дети попали в беду и скрывают это, какие действия следует предпринять в этом случае.
Для каждого родителя здоровье и благополучие детей — смысл всей жизни. Поэтому многие из них особенно чутки к любым изменениям в поведении своих чад. Иногда их опасения безосновательны, но бывают моменты, когда к внутреннему голосу действительно стоит прислушаться.
Универсальный способ помочь ребенку — это поговорить с ним и постараться выяснить, что случилось. Однако если он избегает общения, продолжительное время замыкается в себе и не идет на контакт с вами и своими друзьями, то не стесняйтесь обратиться к специалисту. Детям порой сложно открываться перед близкими, а профессионал не только сможет разговорить их, но и выявит причину проблемы.
Как обезопасить ребёнка: советы родителям
Вредные привычки у детей и причины их возникновения
Вредные привычки присущи каждому человеку. Но взрослые люди понимают их вред, стараются следить за своим поведением, а дети, в силу возраста, неспособны даже осознать наличие у себя поведенческих рефлексов. Задача родителей — как можно раньше заметить проявление вредных привычек у своего ребенка и предотвратить их перерастание в стойкую модель поведения. Ведь это не только некрасиво, но и опасно для здоровья ребенка.
Причины возникновения у ребенка плохих привычек
- Стресс;
- Недостаток внимания от родителей;
- Постоянные критические замечания в адрес ребенка.
Что могут сделать родители
Борясь с вредными привычками детей, необходимо проявлять чувство меры. Излишнее внимание к поведению детей также вредно, как и полное игнорирование. Лучше использовать переключение внимания на другие интересные занятия, чем постоянно одергивать и что-то запрещать. Залогом успеха станет выбор правильной стратегии действий, терпение, доверие и любовь.
1.Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и
недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
2.Не высказывайтесь негативно об учебном заведении, о преподавателях в
присутствии ребенка, даже если Вам кажется, что для этого есть повод.
Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы
классный руководитель был вашим союзником.
3.Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
4.Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
5.Когда, откуда и в каком виде не вернулся ваш ребенок домой, ВСТРЕЧАЙТЕ ЕГО С ЛЮБОВЬЮ.
6.Читайте литературу, посвященную воспитанию детей.
7.Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.
Свод законов, которые помогают преодолеть трудности в поведении
ребенка
Закон 1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте.
Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.
Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и
доброжелательным тоном.