КАК УБЕРЕЧЬ ПОДРОСТКА ОТ НАРКОТИКОВ
(рекомендации педагога-психолога)
Попасть под влияние какой-либо пагубной привычки не так уж и трудно. Мир полон соблазнов и сомнительных удовольствий. Особенность подросткового возраста такова, что подростки находясь в поисках себя, могут тянуться к новому и неизвестному. Родителям, законным представителям целесообразно пополнять свои знания о том, как уберечь детей от употребления наркотических средств и психоактивных веществ, а также алкоголя и курения.
Среди основных причин употребления наркотических средств и психоактивных веществ подростками, можно выделить следующие: одиночество, любопытство, подражание.
Часто подростки начинают пробовать наркотики из-за того, что не чувствуют поддержку родных и близких. Подросткам может казаться, что их никто не понимает, никто не любит, что они одиноки и никому не нужны. Одиночество и/или отсутствие близкого человека рядом.
Родным и близким необходимо создать такую психологическую обстановку в семье, в которой он не будет чувствовать себя одиноким, наладить доверительные отношения.
Любопытство подростка можно удовлетворить, проинформировав его о последствиях употребления наркотических средств и психоактивных веществ, об их разрушительном действии на молодой организм. Можно вместе с ним посмотреть видеоролики и фильмы на эту тему с последующим обсуждением.
Если говорить о такой причине, как подражание сверстникам или другим авторитетным людям, мы сталкиваемся с вопросом о том, как помочь подростку избежать негативного влияния компании сверстников. Подростковый возраст по сравнению с детским, примечателен тем, что для них на первый план выходит интимно-личностное общение. В связи с этим повышается авторитет сверстников, а авторитет взрослых, наоборот, снижается. К этому возрасту необходимо «готовиться» заранее. В первую очередь, родителям необходимо на своем примере показывать деям, что можно делать, а что делать нежелательно. Следует воспитывать самостоятельность, независимость, повышать общий уровень знаний ребенка, а заодно и свой – для того, чтобы подросток знал о последствиях того или иного действия, умел разбираться в людях, и как следствие мог определиться, кто из окружающих делает его лучше, а кто оказывает негативное влияние.
Взрослым следует постоянно уделять внимание воспитанию характера ребенка, его умению постоять за себя, противостоять давлению окружающих, отказывать и говорить «Нет» без угрызений совести за отказ и без страха потерять уважение своих товарищей. Для этого можно использовать множество разных приемов:
- Отказ-соглашение, когда ты хочешь сделать то, о чем тебя просят/предлагают, но не можешь из-за какой-то причины. Например: «Я бы охотно принял твое предложение, но у меня сегодня дела...»
- Отказ-обещание, когда ты обещаешь сделать то, что тебе предлагают позже. Например: «Я пойду с тобой, но не сейчас. Как-нибудь в другой раз».
- Отказ-альтернатива, когда ты предлагаешь что-то свое взамен тому, что предлагают тебе. Например: «Давай никуда не пойдем, а посидим дома».
- Отказ-отрицание, когда человек твердо отвечает «Нет, я не буду этого делать».
- Отказ-конфликт, когда между людьми возникает конфликтная ситуация из-за того, что один не хочет делать то, что говорит ему другой. В дальнейшем конфликт может перерасти в ссору с последствиями (угрозы, ругательства, прекращение общения и прочее).
Подростку необходимо уметь здраво оценить ситуацию и понимать серьезность и последствия принимаемых решений. Естественно, если дело касается употребления наркотиков либо алкоголя и табака, то «отказ-отрицание» будет более действенным. Окружающие почувствуют уверенную позицию и, вероятнее всего, прекратят давление. Объясните своему ребенку, что если он будет тверд, сумеет отказать, то с ним не перестанут общаться, он не будет изгоем в компании и его не перестанут любить, но за его твердую позицию будут уважать и прислушиваться. А если же за отказ в компании от него отвернуться, то это была просто не его компания, где его ценили за конформизм и использовали в своих целях. Такому подростку надо рекомендовать более тщательно фильтровать свое окружение, общаться с теми, кто будет способствовать его развитию.
Необходимо развивать общий уровень интеллекта ребенка его индивидуальные особенности, психологическую культуру, не ограничивая при этом его свободу и не заставляя бороться за вашу любовь, признание и уважение. Если родители не общаются с ребенком, не интересуются его проблемами, сами не подают положительный пример, то все вышеизложенные приемы, скорее всего не будут использованы подростком.