Рекомендации педагогам по управлению конфликтами при взаимодействии с учащимися

 

Рекомендации педагогам по управлению конфликтами при взаимодействии с учащимися

 

  • Не пытайтесь за каждым нежелательным, отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы.
  • Совместная деятельность, вызывающая у всех участников положительные эмоции, сближает людей.
  • Предусмотрительность и корректность поведения преподавателя снижает напряжение в общении.
  • Постарайтесь увидеть конфликтную ситуацию со стороны, как будто вы становитесь внешним наблюдателем, видите эту ситуацию извне.
  • Во взаимодействии с родителями учащегося в разговорах, не обрушивайте на них только жалобы. Сначала похвалите сына и/или дочь, скажите о нем и/или о ней, что-нибудь положительное. Завершайте диалог также доброжелательно.
  • Научитесь акцентировать внимание на поступках, поведении, а не на личности учащегося. Характеризуя поведение, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.

Например: «Ты что глупый совсем, так себя ведешь?» - оценочное высказывание с переходом на личности, представляет угрозу для самооценки учащегося, и не содержит информации о том, что именно он делает не так, следовательно не знает, что нужно изменить, и оценка «глупый» может вызвать обиду, гнев, агрессию и прочее, что может только усугубить конфликтную ситуацию и негативно сказаться на взаимодействии.

«Я чувствую досаду (или что-то другое), когда ты бросаешь конспект на пол» - высказывание содержит описание поведения и собственную эмоциональную реакцию педагога, сообщает информацию учащемуся, что именно не нравится преподавателю и что учащемуся желательно изменить в своем поведении.

  • Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться. Эффективным средством является юмор (не сарказм, не ирония). Посмотрите на ситуацию с другой стороны.
  • Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия педагога:

- чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «ты всегда…», «ты никогда…»;

- резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;

- повторяющиеся упреки: «Если бы ты не…»;

- решительное устранение границ разговора: «Все хватит. Сейчас же прекрати!»

- угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь…»

9) Обсуждайте поступок позже. Например, можно обсудить случившееся после занятия. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учащихся, что например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку.  Например, можно сказать: «Подойди ко мне после урока, пожалуйста, мы сможем все подробно обсудить».

10) Позвольте учащемуся «сохранить лицо». Не следует требовать от учащегося публичного раскаянья в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача педагога не доказать, кто здесь главный, а найти способ разрешить конфликтную ситуацию.

11) Демонстрируйте модели позитивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение педагога вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащегося тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.

 

Обобщив приведенные рекомендации можно подытожить:

  1. Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела – спокойствие со стороны педагога (не безразличие), как внешнее, так и внутреннее.
  2. Второй момент – своевременный, объективный анализ ситуации.
  3. Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  4. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу – выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих этой цели достичь.
  5. Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

 

Взаимопонимания вам и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.


Печать   E-mail