Рекомендации по предупреждению асоциального поведения обучающихся

Работу педагога по предупреждению асоциального поведения обучающихся рекомендуется строить из трех последовательных этапов:

1.Первичное знакомство и выявление особенностей личности обучающихся (изучение личных дел).

Итак, на первом этапе деятельность педагога должна заключаться в следующем:

- первичное знакомство с бытовыми условиями обучающихся, беседы с родителями с целью выявления интересов, увлечений, особенностей поведения;

- изучение школьных характеристик и предварительное знакомство;

- диагностика деловых, организаторских, коммуникативных и нравственных качеств обучающихся и определение направленности отклонений в поведении. Метод диагностики — естественный эксперимент;

- формирование позитивно-требовательной установки педагогов на восприятие и оценку «трудных» подростков. «Трудных нет — есть только непривычно активные, в которых-то и чувствуется настоящая живая жизнь».

2.Тактика индивидуального подхода.

Педагогам следует строить свою стратегию взаимоотношений с ребятами на принципах внимания, теплоты, заботы, заинтересованности, понимания.

Стиль общения: разговаривать на равных, внимательно выслушивать любые, даже явно неверные идеи.

3.Внеурочная воспитательная деятельность.

Положительные результаты приносит такой педагогический прием, как обращение за помощью к обучающимся с асоциальным поведением:

- вместе с обучающимися разрабатывается реализация интересного для них и полезного для общества дела;

- в процессе реализации задуманного дела необходимы полное доверие; максимум самостоятельности, творчества и инициативности обучающихся;

- подростки с асоциальным поведением должны почувствовать, что педагог в них нуждается;

- в случае, если увлечения обучающихся отрицательно сказываются на учебе, не следует отрывать его от этих увлечений, запрещать заниматься интересным делом;

- высокой эффективности в воспитательном процессе добиваются те педагоги, которые сами с увлечением занимаются каким-либо интересным делом и приобщают к этому своих воспитанников.

 

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

  1. Предоставление самостоятельности.

Найти для каждого обучающегося социально-значимую деятельность и предоставить полную свободу в ее реализации. Это усиливает личную ответственность за ее последствия.

  1. Избегание приклеивания ярлыков.

Если за обучающимся с самого начала закрепить репутацию «слабый обучающийся», «недисциплинированный», то с полным основанием можно утверждать, что он им действительно станет. Старая английская пословица гласит: «Дайте собаке плохую кличку, и можете спокойно ее повесить».

  1. Похвала и поощрение.

Хвалить обучающихся за усилия, вознаграждать их за достижения в творческой деятельности. Обучающиеся должны получать от процесса обучения и воспитания как можно больше положительных эмоций.

  1. Значимость своевременного извинения.

В тех случаях, когда педагог допустил отступление от правил педагогического такта, сам совершил асоциальное действие по отношению к обучающемуся, необходимо незамедлительно извиниться. Это повышает авторитет педагога в глазах обучающихся.

  1. Применение наказания.

Нужно наказать истинного виновника асоциального поступка.

Наказание должно следовать незамедлительно за совершением негативного действия.

Однако надо помнить: неоднократно подвергавшийся наказаниям человек сам становится более агрессивным.

Принципы профилактической работы могут быть использованы педагогами в профилактической деятельности для предупреждения асоциального поведения обучающихся.

  1. Модель поведения, которую реализуют педагоги при общении, как с воспитанниками, так и между собой, во многом определяет и стиль поведения обучающихся.

Надо хорошо понимать, что формирование асоциальных черт характера у обучающихся как раз и произошло под воздействием насилия (со стороны старших в семье), душевного дискомфорта в социальной микросреде.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОПЕРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Цель: немедленное реагирование на те или иные поступки обучающихся.

  1. Систематический, постоянный, жесткий контроль за успеваемостью и поведением обучающихся, за посещаемостью ими занятий.
  2. Индивидуальные беседы с обучающимися.
  3. Систематические нарушения порядка, уклонение от выполнения учебных обязанностей необходимо обсуждать в коллективе обучающихся.
  4. Осуждение обучающихся, совершающих правонарушения, в комиссиях по делам несовершеннолетних.
  5. Обращение к родителям или к администрации и общественности по месту их работы.
  6. Обращение в правоохранительные органы (в случае нарушения закона родителями).

Руководство по профилактике правонарушений и координацию соответствующей деятельности учебного заведения осуществляет совет профилактики.               


Печать   E-mail