Работу педагога по предупреждению асоциального поведения обучающихся рекомендуется строить из трех последовательных этапов:
1.Первичное знакомство и выявление особенностей личности обучающихся (изучение личных дел).
Итак, на первом этапе деятельность педагога должна заключаться в следующем:
- первичное знакомство с бытовыми условиями обучающихся, беседы с родителями с целью выявления интересов, увлечений, особенностей поведения;
- изучение школьных характеристик и предварительное знакомство;
- диагностика деловых, организаторских, коммуникативных и нравственных качеств обучающихся и определение направленности отклонений в поведении. Метод диагностики — естественный эксперимент;
- формирование позитивно-требовательной установки педагогов на восприятие и оценку «трудных» подростков. «Трудных нет — есть только непривычно активные, в которых-то и чувствуется настоящая живая жизнь».
2.Тактика индивидуального подхода.
Педагогам следует строить свою стратегию взаимоотношений с ребятами на принципах внимания, теплоты, заботы, заинтересованности, понимания.
Стиль общения: разговаривать на равных, внимательно выслушивать любые, даже явно неверные идеи.
3.Внеурочная воспитательная деятельность.
Положительные результаты приносит такой педагогический прием, как обращение за помощью к обучающимся с асоциальным поведением:
- вместе с обучающимися разрабатывается реализация интересного для них и полезного для общества дела;
- в процессе реализации задуманного дела необходимы полное доверие; максимум самостоятельности, творчества и инициативности обучающихся;
- подростки с асоциальным поведением должны почувствовать, что педагог в них нуждается;
- в случае, если увлечения обучающихся отрицательно сказываются на учебе, не следует отрывать его от этих увлечений, запрещать заниматься интересным делом;
- высокой эффективности в воспитательном процессе добиваются те педагоги, которые сами с увлечением занимаются каким-либо интересным делом и приобщают к этому своих воспитанников.
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
- Предоставление самостоятельности.
Найти для каждого обучающегося социально-значимую деятельность и предоставить полную свободу в ее реализации. Это усиливает личную ответственность за ее последствия.
- Избегание приклеивания ярлыков.
Если за обучающимся с самого начала закрепить репутацию «слабый обучающийся», «недисциплинированный», то с полным основанием можно утверждать, что он им действительно станет. Старая английская пословица гласит: «Дайте собаке плохую кличку, и можете спокойно ее повесить».
- Похвала и поощрение.
Хвалить обучающихся за усилия, вознаграждать их за достижения в творческой деятельности. Обучающиеся должны получать от процесса обучения и воспитания как можно больше положительных эмоций.
- Значимость своевременного извинения.
В тех случаях, когда педагог допустил отступление от правил педагогического такта, сам совершил асоциальное действие по отношению к обучающемуся, необходимо незамедлительно извиниться. Это повышает авторитет педагога в глазах обучающихся.
- Применение наказания.
Нужно наказать истинного виновника асоциального поступка.
Наказание должно следовать незамедлительно за совершением негативного действия.
Однако надо помнить: неоднократно подвергавшийся наказаниям человек сам становится более агрессивным.
Принципы профилактической работы могут быть использованы педагогами в профилактической деятельности для предупреждения асоциального поведения обучающихся.
- Модель поведения, которую реализуют педагоги при общении, как с воспитанниками, так и между собой, во многом определяет и стиль поведения обучающихся.
Надо хорошо понимать, что формирование асоциальных черт характера у обучающихся как раз и произошло под воздействием насилия (со стороны старших в семье), душевного дискомфорта в социальной микросреде.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОПЕРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цель: немедленное реагирование на те или иные поступки обучающихся.
- Систематический, постоянный, жесткий контроль за успеваемостью и поведением обучающихся, за посещаемостью ими занятий.
- Индивидуальные беседы с обучающимися.
- Систематические нарушения порядка, уклонение от выполнения учебных обязанностей необходимо обсуждать в коллективе обучающихся.
- Осуждение обучающихся, совершающих правонарушения, в комиссиях по делам несовершеннолетних.
- Обращение к родителям или к администрации и общественности по месту их работы.
- Обращение в правоохранительные органы (в случае нарушения закона родителями).
Руководство по профилактике правонарушений и координацию соответствующей деятельности учебного заведения осуществляет совет профилактики.