Рекомендации для педагогов,
направленные на повышение самооценки учащихся
Подросток с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других.
Если самооценка учащегося занижена, скорее всего, он тревожен, проявляет неуверенность в собственных силах. Такой учащийся все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Подростки с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других сверстников и не придают значения собственным успехам.
1. Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
2. Помогайте ученику поверить в себя и свои способности;
3. Помогайте избежать ошибок;
4. Поддерживайте при неудачах;
5. Поддерживайте коммуникацию с родителями, законными представителями. Необходимо, чтобы родители оказывали ребенку всестороннюю помощь и поддержку при заниженной самооценке;
6. Учитывайте во время подготовки и проведения контрольных и самостоятельных работ индивидуальные психофизические особенности учащихся.
7. Учите учащихся спокойно относиться к конструктивной критике, без агрессии, уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.
8. Не предъявляйте жестких требований:
- если учащийся плохо себя чувствует;
- если учащийся не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается;
- если внутренние мотивы поступка учащегося вам непонятны;
- если вы устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам;
9. Не перехваливайте, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
10. Поощряйте инициативу учащихся.
11. Не сравнивайте с другими. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра). Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
12. Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
13. Анализируйте вместе с учащимся его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так он будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.