Информация требует точных ответов на поставленные вопросы. Недопустимо оставлять незаполненными какие-либо пункты информации.
- Дата обследования: число, месяц, год.
- ФИО несовершеннолетнего полностью.
- Возраст ребенка, дата рождения полностью, место рождения (смотреть свидетельство о рождении).
- Адрес регистрации и адрес фактического проживания; указать, откуда переехал, номера телефонов домашнего и/или мобильного.
- Сведения о родителях:
- ФИО матери и отца указывается полностью, дата рождения полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, доход (вид дохода); слово «безработный» необходимо использовать в случае, если мать (другой родитель) состоит на учете в центре занятости населения по безработице, во всех остальных случаях писать «не работает» и конкретно указать какой промежуток времени (если работает неофициально – написать место работы), указать принимает или не принимает участие в содержании и воспитании несовершеннолетнего.
- если кто-то из родителей проживает в незарегистрированном браке с другим человеком, указать все сведения о сожителе. Сведения об отце не прописываются, если мать является одинокой и отцовство не установлено (ребенок рожден от незарегистрированного брака). Если же отцовство установлено, необходимо прописать все сведения об отце.
- Участие каждого из родителей в воспитании и содержании н/л. Указать, кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном бабушка (дедушка) и др.;
- Другие члены семьи: Бабушка (дедушка): ФИО, год рождения, работает (не работает).
Брат (сестра): ФИО, полная дата рождения, учреждение образования или место работы.
Далее по такому же принципу прописать всех братьев и сестер, если они есть у несовершеннолетнего, указать возраст, полную дату рождения, место учебы и т.д.
Сожитель матери (если он не является биологическим отцом ребенка и постоянно проживает в семье): ФИО, полная дата рождения, работает (указать место работы), не работает, является биологическим отцом (если является).
- Сведения о несовершеннолетнем (в отношении которого оформляется акт):
- несовершеннолетний является обучающимся гр.____ (указать), курса МГПК, необходимо указать чем занимается несовершеннолетний после возвращения из учреждения образования (кружки, секции, времяпрепровождение в кругу семьи, родственников);
- прописать наличие режима дня ребенка и его соблюдение: время отхода ко сну, принятия пищи, дневного отдыха, прогулки по свежему воздуху.
При обследовании условий проживания несовершеннолетнего обратить внимание:
- на состояние жилого помещения: наличия существенных проблем (трещин в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, неприятных запахов внутри жилого помещения, остатков пищи на полу и мебели и пр.);
- на обеспеченность несовершеннолетнего предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, детские книги, оборудованное место для сна, занятий и др.;
- на обеспеченность несовершеннолетнего едой: запас продуктов питания, мясных продуктов в морозильной камере, наличие свежеприготовленных блюд (попросить хозяев самим открыть и показать наличие продуктов);
- на наличие в семье финансовых трудностей: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы – безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.;
- указать группу здоровья несовершеннолетнего, наличие хронических заболеваний, диспансерный учет, учет у врачей узкой специализации.
- Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи.
Следует обратить внимание:
- на степень эмоциональной привязанности несовершеннолетнего к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи несовершеннолетний привязан больше всего);
- степень эмоциональной близости с родителями, либо эмоциональной отстраненности;
- на адекватное реагирование на потребности несовершеннолетнего (либо потребности и запросы несовершеннолетнего удовлетворяются в минимальной степени);
- на открытые и доверительные отношения между несовершеннолетним и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребенка) и др.
- Указать сумму соответствующих ежемесячных выплат на н/л.
- Указать, кто является нанимателем данного жилого помещения (отец, мать, дедушка и др.)
- Количество человек, проживающих в данном помещении;
- наличие либо отсутствие автономного пожарного извещателя, площадь (общую и жилую) и благоустройство жилья (сведения можно получить из документов на квартиру).
- Подробно указать жилищно-бытовые условия: квартира или частный дом;
Санитарно-гигиеническое состояние помещения:
- указать удовлетворительное или неудовлетворительное состояние помещения, наличие необходимой мебели и предметов быта.
- Указать, необходимо ли оказать помощь несовершеннолетнему (указать вид помощи, в которой нуждается несовершеннолетний и его семья в зависимости от потребностей: педагогической, психологической, социальной, правовой, медицинской);
- если кто-либо из родителей не работает – рекомендовать трудоустроиться;
- если нет чего-либо, необходимого для несовершеннолетнего, рекомендовать приобрести;
- если есть трудности в воспитании несовершеннолетнего – обратиться к специалистам учреждения образования и социально-педагогический центр за необходимой помощью;
- если есть признаки неблагополучия – сообщить директору для принятия решения на Совете по профилактике.
- Выводы и мотивированное заключение должны содержать развернутую информацию, конкретизирующую сведения на момент обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье, информация в актах должна отражать динамику изменения положения дел в семье (при повторном обследовании), эффективность и целесообразность продолжения работы.
Сделать вывод об обстановке в семье:
- обстановка (стабильная, нестабильная), условия проживания и воспитания несовершеннолетнего (благоприятные, неблагоприятные), есть ли у несовершеннолетнего все необходимое для полноценного воспитания, развития, обучения;
Документ подписывается специалистами, проводившими обследование.
Педагог социальный Е.Н.Мурзенок