РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ
Родителям подростков следует знать, что...
Для подростков характерны следующие характерологические реакции:
- Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков, правил. Способствовать обострению этой реакции может гиперопека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы.
- Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к подростку, непосильной для него нагрузкой, завышенными требованиями. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких. Проявлением реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов занятий и побегов из дома до агрессивных и аутоагрессивных поступков. С этой целью может использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением наркотиков
- Реакция компенсации – это стремление свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой.
- Реакция гиперкомпенсации. Здесь настойчиво и упорно добиваются высоких результатов именно в той области, где чувствуют свою слабость.
- Реакция группирования со сверстниками. У подростков есть острая необходимость в собственном самосознании и принадлежности к группе. Подростки еще не имеют ясно осознанного «образа Я» и часто чувствуют себя более защищенным в среде себе подобных. Чувство «Я» пока еще трудно вычленить из «Мы» – подростки становятся членами разных неформальных организаций. Группа для подростка становится главным регулятором поведения. Этим может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст подростка, тем больше состав группы. По мере взросления количество членов группы уменьшается. В возрасте 16-18 лет группа составляет 2-3 человека.
Памятка родителям трудновоспитуемых подростков
- Отнеситесь к проблеме «трудного» ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого подростка.
- Не забывайте, что подросток в какой-то степени отражение взрослых, его окружения. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь подростку.
- Избегайте паники и негативной критики. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность подростка.
- Наконец, будьте оптимистичны!
Рекомендации для родителей «трудных» подростков»
- Хвалите сына и/или дочь за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его/её сознании представление о правильном действии.
- Старайтесь похвалить подростка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.
- Старайтесь научить подростка, как исправить неправильный поступок. Разговаривайте с сыном и/или дочерью в тоне уважения и сотрудничества.
- Вовлекайте подростка в процесс принятия решения.
- Помните, что являетесь для подростка образцом правильного поведения.
- Нельзя ожидать от сына и/или дочери выполнения того, что он/она не в состоянии сделать.
- Воздерживайтесь от заявлений, что подросток ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «негодяй, бестолковый». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.
- Используйте любую возможность, чтобы выказать подростку свою любовь, расположение.
- Прислушивайтесь к его мнению, и старайтесь понять его точку зрения, не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое Вы ему оказали, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий.
Помните, что подросток охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие.
«Трудный подросток». Что же делать родителям?
Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:
- Замечайте даже незначительные изменения в поведении подростка, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
- Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения подростка. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
- Говорите с подростком, избегая резких выражений. Разговаривайте с ним, объясняйте, но не ставьте ему условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в его досуг.
- Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая ему посильные задания.
- Усильте познавательный интерес подростка. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем (пусть контроль будет ненавязчивым с вашей стороны).
- В сына/дочь необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.
Взаимопонимания вам!