Рекомендации родителям (законным представителям)
по профилактике подростковой тревожности, повышению самооценки
Личностная тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности, влияя на все сферы жизни, на самооценку, мотивацию, взаимодействие с окружением. Человека сопровождает чувство напряжения, неявной угрозы, а любое взаимодействие с окружающим миром воспринимается как источник потенциальной опасности, напряжения и дискомфорта.
Как правило, тревожной личность становится еще в детстве. А значит родителям важно вовремя заметить у своего сына, дочери первые признаки формирования личностной тревожности:
1. частое проявление беспокойства;
2. трудности с концентрацией внимания;
3. повышенный тонус мышц на лице и шее;
4. раздражительность, выраженная скованность или неусидчивость;
5. нарушения сна;
6. проблемы с аппетитом (изменения в пищевом поведении);
7. низкая работоспособность;
8. неуверенность, зажатость, чрезмерное смущение (например - смущение даже среди хорошо знакомых людей).
9. напряженный взгляд;
10. тихий голос;
11. соматические расстройства организма: болезненные ощущения в животе, дискомфорт от ношения каких-либо вещей, головные боли, спазмы в дыхательных путях, жажда, сниженный тонус мышц ног;
12. болезненная реакция на критику;
13. склонность обвинять самого себя;
14. критика окружающих.
Для тревожного подростка окружающий мир - пугающий и враждебный, человек постоянно ощущает себя подавленным, настороженно относится к окружающим и с трудом устанавливает новые контакты или избегает их вовсе. Ищет поддержку и защиту в значимом близком (как правило, в матери), зачастую демонстрирует свою беспомощность и несамостоятельность чтобы привлечь его внимание и получить чувство защищенности. Со временем это может перерасти в заниженную самооценку, склонность к перекладыванию ответственности и несамостоятельность, стремлению занять позицию жертвы.
К основным причинам возникновения этого конфликта формирования тревожности относят:
- отсутствие чувства защищенности;
- отвержение и дистанцирование (эмоциональное) со стороны взрослых;
- тревожность родителей;
- неблагоприятный эмоциональный фон в семье;
- противоречивостью предъявляемых родителями требований;
- неадекватность предъявляемых требований;
- противоречием между требованиями в семье и учебном заведении;
- непоследовательность в воспитании;
- предъявление противоречивых требований;
- повышенная эмоциональность родителей;
- постоянное сравнение и приведение в пример других;
- авторитарно-жесткий или попустительский способ воспитания;
- материальные затруднения в семье;
- неадекватными, как правило, завышенными, требованиями (к примеру, родители страстно ожидают, всячески демонстрируя это, от подростка, что он станет хорошим спортсменом, в то время как он более силен в музыке, а не в спорте, или же специфика его физиологии предполагает более эффективную работу не в силовах нагрузках, а в растяжке, гибкости и подвижности суставов он уступает сверстникам);
- стремление родителей соответствовать внешним критериям нормы и социального благополучия (чрезмерная ориентация на "картинку" вместо содержания).
Важно отметить, что работа с тревожными подростками вопрос не двух-трех встреч, она требует продолжительного времени и активного и сознательного включения в этот процесс родителей (если не сказать - коррекцию процесса воспитания в принципе). Основными направлениями в работе с тревожными подростками являются:
1. работа по повышению и стабилизации самооценки;
2. обучение навыкам саморегуляции;
3. снятие мышечного напряжения.
Отмечу, что в своей практике (думаю многие коллеги меня поддержат) вижу особую эффективность в работе с такими детками методов арт-терапии (от рисуночных методик до сказкотерапии) с элементами телесно-ориентированной терапии. Комбинация этих методов позволяет прорабатывать как эмоциональное, так и физическое напряжение, научить регуляции эмоционального и физического состояния.
Рекомендации родителям тревожных подростков:
- старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте;
- избегайте фраз типа "поймешь, когда вырастешь" - знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром - в первую очередь с родителями! Дети не учатся тому "как надо" или "хорошему" и "плохому" сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять - непонимание порождает тревогу;
- говорите о своих эмоциях и чувствах;
- не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах;
- старайтесь всячески убеждать сына, дочь в своей безграничной и безусловной любви - демонстрируйте это, говорите, однако не "душите" этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность;
- отмечайте его, ее успехи, делитесь ими со всеми членами семьи;
- избегайте употребления слов, унижающих достоинство;
- не заставляйте подростка насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие "по шаблону", попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему;
- сведите к минимуму число замечаний;
- не пугайте невыполнимыми наказаниями;
- чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям - это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное;
- оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;
- тревожные подростки, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог;
- ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка;
- по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь - ребенок должен учиться справляться с трудностями - сперва с вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит упомянуть о пользе овладения навыкам саморегуляции);
- предлагайте свою помощь, но не делайте за него;
- в случае невозможности избежать серьезного стресса, заранее готовьте малыша к этой ситуации;
- делитесь своими детскими воспоминаниями - в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях;
- показывайте сыну, дочери разницу в его достижениях - сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие.
Изменения в мире требуют от человека активного творческого проявления, саморазвития, совершенствования в любой деятельности. Но вероятно возникновение проблем в формировании у подросткового поколения гармонично развитой личности, способной к этому. Именно подростковый возраст является основным для формирования основы самосознания. В результате у подростка могу возникать трудности с адаптацией, социализацией, успехом в обществе.
Самооценка является элементом личности, рефлексивным компонентом сознания, в большинстве она зависит от оценок значимых групп. Главными источниками влияния на развитие самооценки являются: родители (и их стиль воспитания), педагоги, сверстники, друзья.
Уровни самооценки
Адекватная самооценка – оценка человеком самого себя объективна и реалистична. Она способствует реальному соотнесению своих сил и ресурсов с поставленными задачами и с требованиями общества. Подростки имеющие адекватную самооценку владеют широким кругом интересов и контактов со сверстниками, а их деятельность целенаправленна, в ее процессе человек познает других и себя.
Завышенная самооценка – существенное завышение подростком собственных способностей и умений. Имеет место неосознанное стремление к общению, причем контактов устанавливается много, но большинство слабые. Подростки с завышенной самооценкой больше направлены на общение, чем на продуктивную деятельность.
Заниженная самооценка – принижение своей личности, навыков и возможностей. Подросткам с заниженной самооценкой свойственны депрессивные тенденции. Крайние уровни самооценки (максимально положительный или отрицательный) могут приводить к возникновению таких качеств как агрессивность, тревожность, страх коммуникативных взаимодействий, эгоцентризм, неумение анализировать ситуацию и искать пути ее разрешения.
Самооценка подростка находится в состоянии постоянных изменений и задачей на этом этапе ставится объединение всех суждений и представлений о себе в нечто единое. Если процесс проходит неблагоприятно, то итогом будет спутанная идентичность (образ своей личности), наличие внутренних конфликтов, отсутствие четкого представления о себе.
Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте
- соотнесение себя с окружением и его идеалами;
- стремление самоутвердиться в значимой группе;
- становление “Образа Я” (общего представления о себе);
- обогащение представлений о себе как о члене общества;
- установление связи самооценки со смысложизненными ориентирами (своими целями, идеалами, значимыми вещами);
- зависимость самооценки от успехов в социальном окружении, а не от успехов в учебе;
- зависимость от степени благополучия внутрисемейных отношений и от стиля родительского воспитания.
В подростковом возрасте общение – ведущая деятельность, если потребность в общении со сверстниками и значимыми взрослыми не удовлетворяется, то у подростка могут возникнуть тяжелые переживания, тревога, стресс, а самооценка станет неадекватной. Для подростка самыми значимыми субъектами, которые могут корректировать самооценку, являются родители и педагоги, поэтому им важно знать приемы ее формирования и применять их.
Самоутверждение это также ведущая потребность данного возраста, если она не удовлетворяется, то вероятно нарушение подростком правил поведения, это будет тоже самоутверждением, только в группе с соответствующими нормами. Чтобы оставаться успешным в глазах сверстников подросток будет резко реагировать на замечания педагога в группе, так как в них он видит попытку унижения личности. На этой основе возникает образ “трудного” подростка.
Рекомендации родителям:
Дополнительные внеучебные занятия помогают наладить эмоциональное состояние, так что нужно помочь подростку организовать свое свободное время.
Необходимо чаще высказывать подростку за что его ценят, давать ему обратную связь об успехах. Нужно отмечать его достижения, говорить какой он талантливый, сообразительный и пр. Такое поведение поможет создать и поддержать у него позитивное самоотношение, самоуверенность. Акцентирование внимание на сильных сторонах характера и внешности также поднимет у него веру в себя, чувство собственной ценности.
Для снижения агрессивности и повышения самооценки дома нужно разработать приемы переключения негативных чувств на социально приемлемые действия, родителям также нужно им следовать. Это могут быть: возможность кому-либо выговориться о своих чувствах, вербализация чувств и эмоций, моделирование выхода из ситуации и пр.
Подросток должен чувствовать, что ответственность за его поведение лежит на нем, но родители всегда готовы помочь с решением проблемы, однако нужно обозначить моменты, ограничивающие его деятельность: угроза здоровью, родительской собственности, требование закона и социальных норм.
Влияние манипуляции
Родителям следует избегать манипулятивных способов поведения с детьми, так как они несут за собой несогласованность действий в разных ситуациях, противоречивость в воспитании двух родителей, кроме того их действие кратковременно. В результате у ребенка может вырасти уровень тревоги, сформироваться неадекватная самооценка, появиться агрессивность. Все эти способы контроля над поведением ребенка появляются из-за чувства бессилия родителей, незнания. Однако они несут большие отрицательные последствия для формирования у подростка “Образа Я” по причине того, что такие обращения несут иной, обратный смысл.
Из манипулятивных приемов можно выделить:
1. Манящие яблоки – “Вынеси мусор и тогда я разрешу смотреть телевизор”.
2. Сравнения – “ Дима учится лучше тебя, он умнее”.
3. Неискренние обещания – “Я поговорю насчет твоих каникул если закончишь все на 9”.
4. Шантаж – “Я пожалуюсь отцу вечером и если ничего не изменится, он разберется”.
5. Болезнь как средство контроля – “У меня будет приступ из-за тебя”.
6. Любовь как средство контроля – “Если бы ты меня любил, то не делал бы так”.
Родителям следует помнить, что семья всегда влияет на развитие подростка, чтобы минимизировать отрицательное воздействие на ребенка необходимо знать психологические факторы, которые имеют значение в подростковом возрасте:
1. Родителям следует принимать активное участие в семейной жизни, подавать пример ребенку, организовывать совместную деятельность.
2. Выделять время на общение с ребенком, применять навык активного слушания, делиться мнениями и чувствами.
3. Следует проявлять интерес к проблемам ребенка, сложностям, помогать ему вырабатывать решение ситуации.
4. Предоставлять ему возможности самостоятельно принимать решения.
5. Уважать право на собственное мнение.
6. Относиться к ребенку как к полноправному партнеру, а не как к собственности.
Стиль семейного воспитания и самооценка
Между стилем семейного воспитания и уровнем самооценки подростка была выявлена взаимосвязь и следующая закономерность: при демократическом стиле воспитания у подростков выявлена адекватная самооценка, позитивное самоотношение, самоуверенность; при авторитарном стиле подростки имеют низкую самооценку, негативный взгляд на мир. Можно описать конструктивный стиль воспитания – демократический, в котором ребенок будет иметь адекватную самооценку и позитивный взгляд на мир.
Поведение родителей:
1. Выделение времени для беседы с ребенком, поощрение инициативы в деятельности, учет мнения при выборе чего-либо для него.
2. Координация действия и установление правил и стандартов поведения, они должны быть адекватны возрасту, постоянны, логичны, обоснованы. Разработку правил следует проводить вместе с ребенком учитывая его мнение. Также необходимы правила, которым следует подчиняться всей семье.
3. Признание права на свободу, но требование соблюдения дисциплины, что способствует формированию социально приемлемого поведения.
4. Готовность помочь, при этом в ценности ставится самостоятельность и ответственность.
5. При сотрудничестве родителя и ребенка авторитет сохраняется за родителем.
6. Ключевыми словами демократического стиля могут быть: “Хочу помочь, слушаю и понимаю тебя”.
Таким образом, семья, являясь первым социальным окружением ребенка, и педагоги, координирующие его поведение в учебном заведении, имеют большое влияние на самооценку подростка. Знание закономерностей данного возрастного этапа и навыки эффективного воспитания необходимы им для формирования у подростка адекватной самооценки, самоуважения и уверенности в себе. Следование конкретным рекомендациям поможет нормализовать семейные взаимоотношения, поведение подростка, его самоотношение.