Рекомендации для родителей, законных представителей
по профилактике насилия в семье
Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка? А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?
Мотивы проблемного поведения подростков:
1. Борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого.
2. Борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор.
3. Желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо.
4. Потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.
При использовании родителями, законными представителями суровых наказаний, возрастает склонность детей к агрессивному поведению!!!
Следует учитывать следующие недостатки наказаний:
- Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
- Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка. (Например, если на ребенка повышают голосдома -это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
- Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.
Информация родителям, законным представителям
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость)
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
- отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
- отсутствие внимания и любви к ребенку и др.
Последствия моральной жестокости у детей
Внешние проявления:
- утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
- у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
- нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
- отставание в весе и росте от сверстников;
- педикулез, чесотка;
- частые "несчастные случаи",
- гнойные и хронические инфекционные заболевания;
- запущенный кариес;
- отсутствие надлежащих прививок;
- задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
- постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
- постоянный поиск внимания/участия;
- частые пропуски учебных занятий;
- крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере;
- агрессивен или замкнут, апатичен;
- гиперактивен или подавлен;
- неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
- склонность к поджогам, жестокость к животным;
- раскачивание, сосание пальцев и пр.
Что должны знать взрослые в случае жестокого обращения с детьми
Педагогические работники при возникновении подозрения на насилие должны:
1. Постараться поговорить с самим ребенком, внимательно выслушать его. Верьте ребенку, если он Вам открылся, и окажите ему поддержку. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
2. В обязательном порядке поговорить с родителями или лицами, их заменяющими.
3.Обратиться в травмпункт или другое медицинское учреждение для регистрации полученных повреждений.
4. Подключить к решению проблемы милицию или прокуратуру.
5. Обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия. Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник. Во-вторых, подключить к работе психолога, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе.