Памятка родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков

 

 ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ДЕТСТВЕ, ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ:

     - психические отклонения у родителей, особенно аффективные расстройства, депрессия и/или другие психические заболевания;

     - злоупотребление алкоголем, наркомания и/или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;

     - история самоубийства и суицидальные попытки в семье;

     - насилие в семье (включая физическое, эмоциональное, сексуальное);

     - недостаток внимания и заботы внутри семьи;

     - частые ссоры между родителями и высокий уровень агрессии в семье;

     - развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;

     - частые переезды со сменой места жительства;

     - чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении сына и/или дочери;

     - излишняя авторитарность родителей;

     - отсутствие у родителей времени а, как следствие, недостаточное внимание к состоянию подростка;

     - отсутствие психологической гибкости (ригидность) членов семьи;

     - воспитание в приёмной семье.

МОТИВЫ И ПОВОДЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОСТУПКОВ:

  •      1. Личностно-семейные конфликты, несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих, потеря значимого «другого», одиночество, заботы, половая несостоятельность.
  •      2. Состояние психического здоровья (реальные конфликты у здоровых лиц, патологические мотивировки, обусловленные расстройствами психической деятельности).
  •      3. Состояние физического здоровья (соматические заболевания, инвалидность и т.п.).
  •      4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением (опасение судебной ответственности, самоосуждение за неблаговидный поступок).
  •      5. Конфликты в профессиональной и учебной деятельности (несостоятельность, неудачи в колледже, падение престижа, несправедливые требования).
  •      6. Материально-бытовые трудности.

ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ:

СЛОВЕСНЫЕ (он или она может):

  •      1. Прямо и/или косвенно говорить о смерти: «Я собираюсь умереть», «Я не могу так жить»
  •      2. Намекать о своём намерении: «Я больше не буду проблемой», «Ничто больше не имеет значения», «Тебе больше не придётся волноваться».
  •      3. Много шутить на тему самоубийства.
  •      4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ:

  •      1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личностную ценность, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  •      2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении (в еде, в режиме сна, во внешнем виде, в учебных привычках, быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру).
  •      3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности, отчаяния.

СИТУАЦИОННЫЕ:

  •      1. Быть социально изолированным.
  •      2. Жить в нестабильном окружении.
  •      3. Ощущать свою отверженность или стать жертвой насилия (физического, сексуального, эмоционального).
  •      4. Иметь повышенную склонность к самоубийству в силу того, что самоубийство совершалось кем-то из друзей, родственников.
  •      5. Предпринимались в прошлом, ранее попытки самоубийства.
  •      6. Перенесена серьезная потеря (смерть, развод).
  •      7. Быть очень критически настроенным к самому себе, испытывать сильное чувство вины.

ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА СО СТОРОНЫ ПОДРОСТКА РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО

     - осуществить квалифицированную консультацию (очную) у психолога и/или психотерапевта, психиатра;

     - временно оградить подростка от стрессогенной ситуации;

     - прямо спросить его о суицидальных мыслях, намерениях, планах;

     - восстановить доверительные отношения с сыном/дочерью; способствовать тому, чтобы он/она рассказал(а) всю правду о случившемся и причинах, побудивших его/ее на такой поступок;

     - говорить с подростком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием, участием;

     - избегать упреков, осуждения в адрес сына/дочери;

     - если произошел парасуицид, то подростку и его семье обязательно требуется помощь специалистов (психотерапевта, психиатра и/или в специальном учреждении).

Родители, всегда помните, что любые переживания и тревоги сына и/или дочери не должны оставаться без вашего чуткого внимания, поддержки, помощи.

 

 Контактные данные специалистов:

Степаненко Юлия Александровна, педагог-психолог УО «Краснобережский государственный аграрный колледж», тел. 375333804688

Зенькова Алеся Петровна, психолог Центра дружественного подросткам «Ветразь» 3-50-63

ГУО «Жлобинский социально-педагогический центр», телефон кабинета педагогов-психологов: 6-25-78

 

изображение viber 2023 12 04 16 07 19 178

11111


Печать   E-mail