ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ДЕТСТВЕ, ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ:
- психические отклонения у родителей, особенно аффективные расстройства, депрессия и/или другие психические заболевания;
- злоупотребление алкоголем, наркомания и/или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;
- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
- насилие в семье (включая физическое, эмоциональное, сексуальное);
- недостаток внимания и заботы внутри семьи;
- частые ссоры между родителями и высокий уровень агрессии в семье;
- развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;
- частые переезды со сменой места жительства;
- чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении сына и/или дочери;
- излишняя авторитарность родителей;
- отсутствие у родителей времени а, как следствие, недостаточное внимание к состоянию подростка;
- отсутствие психологической гибкости (ригидность) членов семьи;
- воспитание в приёмной семье.
МОТИВЫ И ПОВОДЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОСТУПКОВ:
- 1. Личностно-семейные конфликты, несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих, потеря значимого «другого», одиночество, заботы, половая несостоятельность.
- 2. Состояние психического здоровья (реальные конфликты у здоровых лиц, патологические мотивировки, обусловленные расстройствами психической деятельности).
- 3. Состояние физического здоровья (соматические заболевания, инвалидность и т.п.).
- 4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением (опасение судебной ответственности, самоосуждение за неблаговидный поступок).
- 5. Конфликты в профессиональной и учебной деятельности (несостоятельность, неудачи в колледже, падение престижа, несправедливые требования).
- 6. Материально-бытовые трудности.
ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ:
СЛОВЕСНЫЕ (он или она может):
- 1. Прямо и/или косвенно говорить о смерти: «Я собираюсь умереть», «Я не могу так жить»
- 2. Намекать о своём намерении: «Я больше не буду проблемой», «Ничто больше не имеет значения», «Тебе больше не придётся волноваться».
- 3. Много шутить на тему самоубийства.
- 4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ:
- 1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личностную ценность, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
- 2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении (в еде, в режиме сна, во внешнем виде, в учебных привычках, быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру).
- 3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности, отчаяния.
СИТУАЦИОННЫЕ:
- 1. Быть социально изолированным.
- 2. Жить в нестабильном окружении.
- 3. Ощущать свою отверженность или стать жертвой насилия (физического, сексуального, эмоционального).
- 4. Иметь повышенную склонность к самоубийству в силу того, что самоубийство совершалось кем-то из друзей, родственников.
- 5. Предпринимались в прошлом, ранее попытки самоубийства.
- 6. Перенесена серьезная потеря (смерть, развод).
- 7. Быть очень критически настроенным к самому себе, испытывать сильное чувство вины.
ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА СО СТОРОНЫ ПОДРОСТКА РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО
- осуществить квалифицированную консультацию (очную) у психолога и/или психотерапевта, психиатра;
- временно оградить подростка от стрессогенной ситуации;
- прямо спросить его о суицидальных мыслях, намерениях, планах;
- восстановить доверительные отношения с сыном/дочерью; способствовать тому, чтобы он/она рассказал(а) всю правду о случившемся и причинах, побудивших его/ее на такой поступок;
- говорить с подростком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием, участием;
- избегать упреков, осуждения в адрес сына/дочери;
- если произошел парасуицид, то подростку и его семье обязательно требуется помощь специалистов (психотерапевта, психиатра и/или в специальном учреждении).
Родители, всегда помните, что любые переживания и тревоги сына и/или дочери не должны оставаться без вашего чуткого внимания, поддержки, помощи.
Контактные данные специалистов:
Степаненко Юлия Александровна, педагог-психолог УО «Краснобережский государственный аграрный колледж», тел. 375333804688
Зенькова Алеся Петровна, психолог Центра дружественного подросткам «Ветразь» 3-50-63
ГУО «Жлобинский социально-педагогический центр», телефон кабинета педагогов-психологов: 6-25-78