ПАМЯТКА ПЕРВОКУРСНИКУ
как слушать и конспектировать
На занятиях учащиеся получают самые новейшие данные, во многом дополняющие учебники (а в последнее время их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Поэтому умение сосредоточенно слушать на занятиях, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Слушание и запись материал - сложные виды работы; и надо немало потрудиться, чтобы овладеть ими.
- Внимательное слушание и конспектирование материала предполагает интенсивную умственную деятельность учащегося. В процессе слушания ты должен разобраться в том, что излагает преподаватель; обдумать сказанное им; связать новое с тем, что тебе уже известно по данной теме из предыдущих занятий, прочитанного из учебников.
- Слушая материал, надо стремиться понять цель изложения, уловить ход мыслей преподавателя, логическую последовательность изложения, понимать, что он хочет сказать. Надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека очень неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Систематически контролируй себя в этом отношении, когда слушаешь преподавателя.
- Установлено, что конспектирование материала имеет большое образовательное и воспитательное значение для учащихся; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Если же учащийся стремиться записать дословно весь материал, то такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые учащиеся просят иногда преподавателя «читать помедленнее...». Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае учащийся механически записывает большое количество услышанных сведений и не размышляет над ними. Что
же надо записывать на занятии? Прежде всего - тему, основные ее вопросы,
важнейшую их аргументацию. Затем - некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает преподаватель по материалу.
- Запись материала рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку.
- Многие учащиеся неплохо конспектируют, но до самых экзаменов не заглядывают в конспекты. Они совершают большую ошибку. Над конспектами надо систематическим работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти.
- Помните: нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Рекомендуем возвращаться к нему второй, третий, четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении.
Желаем успеха!