- Ознакомить с системой обучения в колледже и требованиями к знаниям.
- Объяснить учащимся правила работы с книгой, методическими пособиями.
- Учитывать индивидуальный подход к учащемуся при опросе с учетом возрастных, личностных особенностей, преобладающего эмоционального состояния.
- Использовать способы воздействия на мотивационную сферу учащихся: проблемное обучение, приемы активации, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.
- Проводить менее стрессогенный вопрос: письменный, тестовый, групповой.
- Уделять место беседам о самовоспитании, нравственности, об организации режима дня, профилактике заболеваний.
- Всячески предупреждать повышение тревожности учащихся.
- Применять такие формы и методы обучения, которые позволяли бы учащимся эффективно общаться с целью скорейшей адаптации.
- Применять методы обучения педагогов-новаторов.
- Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития учащегося.
Преподаватель на основании своих наблюдений за учащимися может самостоятельно определить уровень адаптации первокурсников, если знает признаки адаптированности.
Низкий уровень адаптации:
- учащийся равнодушно или отрицательно относится к колледжу;
- нередки жалобы на здоровье;
- преобладает подавленное настроение;
- наблюдаются нарушения дисциплины;
- учебный материал усваивается фрагментарно;
- затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
- домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, куратора и/или родителей;
- для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;
- общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
- близких друзей не имеет, знает по имени и фамилии лишь часть одногруппников.
Средний уровень адаптации:
- учащийся положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
- понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;
- усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
- сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;
- бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
- почти всегда выполняет домашние задания;
- общественные поручения выполняет добросовестно;
- дружит со многими одногруппниками.
Высокий уровень адаптации:
- учащийся положительно относиться к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;
- учебный материал усваивает легко;
- глубоко и полно овладевает программным материалом;
- решает усложнённые задачи;
- прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;
- выполняет поручения без внешнего контроля;
- проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;
- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
- занимает в группе благоприятное статусное положение.