Профилактика суицидального поведения среди подростков

 

ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ДЕТСТВЕ, ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ:

- психические отклонения у родителей, особенно аффективные расстройства, депрессия и/или другие психические заболевания;

- злоупотребление алкоголем, наркомания и/или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;

- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;

- насилие в семье (включая физическое, эмоциональное, сексуальное);

- недостаток внимания и заботы внутри семьи;

- частые ссоры между родителями и высокий уровень агрессии в семье;

- развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;

- частые переезды со сменой места жительства;

- чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении сына и/или дочери;

- излишняя авторитарность родителей;

- отсутствие у родителей времени а, как следствие, недостаточное внимание к состоянию подростка;

- отсутствие психологической гибкости (ригидность) членов семьи;

- воспитание в приёмной семье.

 

МОТИВЫ И ПОВОДЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОСТУПКОВ:

  1. Личностно-семейные конфликты, несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих, потеря значимого «другого», одиночество, заботы, половая несостоятельность.
  2. Состояние психического здоровья (реальные конфликты у здоровых лиц, патологические мотивировки, обусловленные расстройствами психической деятельности).
  3. Состояние физического здоровья (соматические заболевания, инвалидность и т.п.).
  4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением (опасение судебной ответственности, самоосуждение за неблаговидный поступок).
  5. Конфликты в профессиональной и учебной деятельности (несостоятельность, неудачи в колледже, падение престижа, несправедливые требования).
  6. Материально-бытовые трудности.

 

ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ:

 

СЛОВЕСНЫЕ (он или она может):

  1. Прямо и/или косвенно говорить о смерти: «Я собираюсь умереть», «Я не могу так жить»
  2. Намекать о своём намерении: «Я больше не буду проблемой», «Ничто больше не имеет значения», «Тебе больше не придётся волноваться».
  3. Много шутить на тему самоубийства.
  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ:

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личностную ценность, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении (в еде, в режиме сна, во внешнем виде, в учебных привычках, быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру).
  3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности, отчаяния.

 

СИТУАЦИОННЫЕ:

  1. Быть социально изолированным.
  2. Жить в нестабильном окружении.
  3. Ощущать свою отверженность или стать жертвой насилия (физического, сексуального, эмоционального).
  4. Иметь повышенную склонность к самоубийству в силу того, что самоубийство совершалось кем-то из друзей, родственников.
  5. Предпринимались в прошлом, ранее попытки самоубийства.
  6. Перенесена серьезная потеря (смерть, развод).
  7. Быть очень критически настроенным к самому себе, испытывать сильное чувство вины.

 

 

ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА СО СТОРОНЫ ПОДРОСТКА РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО

- осуществить квалифицированную консультацию (очную) у психолога и/или психотерапевта, психиатра;

- временно оградить подростка от стрессогенной ситуации;

- прямо спросить его о суицидальных мыслях, намерениях, планах;

- восстановить доверительные отношения с сыном/дочерью; способствовать тому, чтобы он/она рассказал(а) всю правду о случившемся и причинах, побудивших его/ее на такой поступок;

- говорить с подростком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием, участием;

- избегать упреков, осуждения в адрес сына/дочери;

- если произошел парасуицид, то подростку и его семье обязательно требуется помощь специалистов (психотерапевта, психиатра и/или в специальном учреждении).

 

Родители, всегда помните, что любые переживания и тревоги сына и/или дочери не должны оставаться без вашего чуткого внимания, поддержки, помощи.


Печать   E-mail