МЖТ-10
НАЗНАЧЕНИЕ
предназначена
для самозагрузки, транспортировки, перемешивания и сплошного поверхностного
внесения удобрений, а также для перевозки технической
воды.
УСТРОЙСТВО
Машина
состоит из цистерны, сцепного устройства, ходовых колес с балансирной подвеской. Она оборудована
самозагружающим напорно-переключающим и распределительным устройствами,
состоящими из заправочного рукава, смонтированного на поворотной штанге,
вакуумной установки с гидроприводом насосов, центробежного насоса, напорного
трубопровода, переключающего и
разливочного устройств,
предохранительных вакуумного и
жидкостного клапанов, и
гидросистемой.
Цистерна
снабжена верхним и нижним люками с
крышками и поплавковым уровнемером. Вакуумная установка служит для образования
разрежения в цистерне при заправке. Состоит из двух насосов ротационного типа.
Всасывающий коллектор насосов трубопроводом соединен с корпусом
предохранительного жидкостного клапана, внутри которого размещено два полых
шара.
Центробежный
насос, приводимый в действие от ВОМ трактора, перекачивает жидкость из цистерны
в напорный трубопровод. Состоит из корпуса и рабочего колеса с лопастями. Насос
крепят к фланцу патрубка цистерны.
Переключающее
устройство служит для настройки машины на выполнение различных операций.
Включает в себя верхнюю заслонку, расположенную с внутренней стороны резервуара,
нижнюю заслонку, гидроцилиндр, рычаг
и тягу, смонтированные на патрубке. Последний соединяет напорный
трубопровод с внутренней полостью
цистерны.
Для
дозировки и распределения удобрения по поверхности поля служит разливочное
устройство. Оно состоит из патрубка, задвижки и распределительного щитка, наклон
которого можно изменять.
Рисунок
13 Разбрасыватель МЖТ-10:
а
— общий вид; б — переключающее и разливочное устройства;
в
— схема заправки; г — схема перемешивания; д — схема разлива
удобрений;
1
— уровнемер; 2 — люк; 3 — вакуумметр; 4 — предохранительный жидкостный клапан;
5— предохранительный вакуумный клапан;
6-
штанга; 7— заправочный рукав; 8 — цистерна; 9 — переключающее устройство; 10 —
разливочное устройство; 11 — напорный трубопровод;
12
— ходовые колеса; 13 — вакуумная установка; 14 — центробежный
насос;
15
и 22— заслонки; 16 — рычаг; 17— гидроцилиндр; 18 — тяга;
19—
патрубок; 20— сменная задвижка; 21 - распределительный
щиток
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРОЦЕСС
Машина
может выполнять три операции:
-
самозагрузку жидких органических удобрений из навозохранилища,
-
перемешивание их во время транспортировки
-
внесение на поля.
Самозагрузка.
Перекрывают заслонкой патрубок разливочного устройства, опускают с помощью
гидроцилиндра штангу с рукавом в
навозохранилище и включают вакуумную установку. В цистерне создается разрежение
до 0,061 МПа, и жидкость через рукав начинает заполнять ее. Как только жидкость,
достигнув верхнего уровня, поднимет шар клапана до упора в патрубок вакуумного
трубопровода, поступление удобрений прекратится. После заполнения цистерны
штангу укладывают в транспортное положение и отключают вакуумную установку.
Перемешивание.
Заслонку открывают гидроцилиндром,
а заслонку закрывают и включают
насос. Жидкость из резервуара поступает в насос и нагнетается им по
трубопроводу и патрубку в резервуар, циркулирует по кругу и
перемешивается. Это предотвращает расслоение жидкости и образование
осадка.
Внесение
удобрений.
Включают центробежный насос, который подает жидкость по трубопроводу в патрубок
разливного устройства. Заслонку 15 при этом закрывают, а заслонку открывают. Выходя из отверстие в
задвижке с большой скоростью,
жидкость ударяется в щиток и веером
(шириной 6…12 м) распределяется по поверхности поля.
ПОДГОТОВКА
К РАБОТЕ И ОСНОВНЫЕ РЕГУЛИРОВКИ
При
подготовке машины к работе производится проверка крепления всех сборочных единиц
и деталей, особо уделяется внимание креплению колес. Давление в шинах доводится
до нормального, устанавливаются шланги гидрооборудования, закрепляются
вакуумметр с прокладкой на вакуумном трубопроводе машины и масленки,
предварительно заполненные маслом. С помощью вакуум-насосов проверяется
герметичность закрытия люков.
При
подготовке к работе трактора контролируется также исправность гидросистемы. На
трактор устанавливается гидравлический тяговый крюк, затем задним ходом
необходимо подъехать к сцепному устройству машины, подсоединить сцепную петлю
дышла к гидрокрюку трактора и поднять его на рабочую высоту. Затем следует
установить жесткие растяжки и зафиксировать их согласно руководству по
эксплуатации, а опору стояночного дышла машины установить в транспортное
положение и также зафиксировать,
Концы
страховочных цепей машины подсоединяют к трактору при помощи чеки, болтов и
гаек, карданную передачу машины - к ВОМ трактора.
Шланг
тормозной системы машины подсоединяется к соединительной головке пневматической
системы трактора, открывается разобщительный кран. Штепсельная вилка
электрооборудования машины подключается к штепсельной розетке трактора. Механизм
привода регулируется, и стояночный тормоз машины
растормаживается.
Посредством
запорных устройств подсоединяются рукава высокого давления гидросистемы трактора
к трубопроводам гидросистемы машины. На гидробак трактора устанавливается
переходник и с помощью хомутов соединяется рукавом с трубопроводом от
холодильника машины, который должен быть заполнен водой. При температуре
окружающей среды ниже +5 С холодильник водой не заполняется, имеющаяся в нем
вода должна быть слита.
После
проведения указанных работ необходимо проверить действие всех механизмов,
завести трактор, включить гидравлическую систему трактора и проверить работу
переключающего устройства (задвижка на разлив и перемешивание должна свободно,
без заеданий перемещаться в направляющих), а также работу гидромотора и
вакуум-насосов (гидромотор должен вращать вакуум-насосы) и штанги
загрузочно-перегрузочной (штанга должна поворачиваться плавно без рывков). Затем
включают ВОМ трактора, и машина обкатывается в течении 5 мин. При этом
проверяется работа тормозной системы. Утечка воздуха и масла в системах
устраняется подтяжкой резьбовых соединений.
К
регулировкам машины также относится регулировка подшипников колёс, регулировки
зазоров в тормозах. В отрегулированных тормозах зазор между накладками и
тормозным барабаном равен 0,4 мм, что соответствует ходу штока тормозных камер
25...35 мм. Регулировку выполняют червяком регулировочного механизма.
Регулировка
дозы внесения удобрений регулируют заменой задвижки, изменением скорости
движения агрегата и перестановкой распределительного щитка. Машину комплектуют
задвижками с отверстием диаметром 60, 90 и 110 мм. Для внесения 40…60 т/га
работают без задвижки. Размер отверстия задвижки и рабочую скорость агрегата
выбирают по таблице.